Советы фотографу портретисту от Георгия Чернядьева

Здравствуйте, читатели журнала PhotoCASA!

Меня зовут Георгий Чернядьев. По образованию я юрист. Фотография для меня — это любимое хобби, которое приносит небольшой доход и массу приятных переживаний. Специализируюсь я на таком жанре, как портрет.


С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

А началось все с конца 2010 года, когда я приобрел свою первую камеру, и это был Samммsung GX-10 с китовым объективом и сломанным регулятором диафрагмы, но это я понял не сразу. Снимал я редко и плохо, а обрабатывать совсем не умел. Но логотип у меня уже был. На тот момент я жил в Хабаровске. В 2011 году я переехал в Москву и в этом же году купил Pentax K-5. Китовый объектив я заменил на прекрасный мануальный Samyang 85 mm f/ 1.4, позднее приобрел еще Tamron 70–200 mm f/ 2.8. Эти объективы выдавали прекрасную картинку, но так как я снимал 6–8 раз в год, прогресса практически не наблюдалось.  В 2013 году я немного подрос, но все же это были любительские фотографии, которые не только не могли составить конкуренцию профессиональным снимкам, но и просто заставить зрителя обратить на меня внимание. В 2014 году все сложилось так, что я смог максимально посвятить себя фотографии. Я начал снимать по несколько раз в месяц, естественно на ТФП-условиях — это обязательное условие в развитии и становлении фотографа. Я просматривал большое количество видео по ретуши и тонированию фотографий. Испробовал разные методики. Начал выставлять свои работы на различных сайтах, одним из которых был крупнейший фотосайт 500px.com Здесь менее чем за один год я попал в рейтинг 15 лучших фотографов.  

А теперь я готов поделиться некоторыми секретами успешного кадра.


ФОТОАППАРАТ

«Чем круче фотоаппарат, тем круче фотографии» — думают многие. Это заблуждение, подтверждением которому является Инстаграм. Полнокадровый, а уж тем более среднеформатный фотоаппарат может раскрыться только в руках профессионала. Я снимаю на Nikon D610 и абсолютно доволен, но при возможности прикуплю Nikon D750. К достоинствам этой техники я отношу цветопередачу и динамический диапазон.


ОПТИКА

К данному пункту нужно отнестись серьезно, серьезней, чем к выбору тушки, так как за красоту и качество картинки отвечает именно оптика. От нее зависит угол покрытия кадра, боке, резкость, правильность передачи пропорций предмета съемки, цветов. Мой любимый объектив — 35 mm f/1.4. 95% своих работ я снял на этот замечательный объектив. Его достоинство — в его универсальности.


МОДЕЛЬ

Если убрать технические аспекты съемки, то модель — это самая важная составляющая успешного кадра. Я разделяю моделей на две категории:

1. Fashion-модели. Их большинство, не побоюсь назвать эту цифру, более 90%. На мой взгляд, они слишком скучны и неинтересны для хорошего портрета.
2. Модели эмоционального портрета. Их очень мало и их трудно найти. У них интересная внешность, часто нестандартная, их хочется разглядывать, они обладают проницательным взглядом и богатыми эмоциями. Многие из них и не подозревают, что обладают такой внешностью. Им, как правило, даже не нужно позировать — просто жить в кадре.  


МЕСТО СЪЕМКИ

Атмосфера снимка во многом зависит от мира, в который вы поместили модель. Выбирайте место тщательно и лучше посетите его накануне, если еще не были там. Это поможет более экономно и плодотворно использовать время, отведенное на съемку. Учитесь видеть красоту вокруг вас в геометрических формах, в направляющих, в природе. Это поможет правильно выстроить кадр. Используйте окружающие вас объекты и ландшафт по максимуму.  


ВЫБОР ОБРАЗА ДЛЯ МОДЕЛИ

По своему опыту скажу, что лучше всего для съемок подходит винтажная одежда. Она создает какую-то невидимую атмосферу в кадре. Важно обсудить все детали образа до съемки. Для этого подходят социальные сети, где можно в режиме онлайн обмениваться фотографиями. Кольца, цепи, серьги — все, что не относится к образу, должно быть снято. В противном случае, это дополнительная ретушь. Чем круче будет подобран образ тем атмосфернее будет ваша серия снимков. Не забывайте про аксессуары: шляпы, платки, зонтики и другие мелочи, которые делают образ более цельным и ярким.  


ОСВЕЩЕНИЕ

В своих съемках я не использую дополнительного освещения за исключением работы в студии, когда нет естественного света. Естественный свет дает сразу понять, какая картинка получится на выходе. Свет — это то, чему должна быть благодарна фотография (в переводе — светопись). Научившись его видеть в совершенстве, вы сможете создавать шедевры фотографии, опустив все остальные пункты, перечисленные выше. Учитесь видеть свет и тень, образованные объектами, на которые он падает. Нет сложного освещения, нужно только обуздать свет. Используйте все, что отсекает лишний свет и дает направленный поток: это могут быть арки, окна, пролеты между зданиями, крытые стоянки, ветки и кроны деревьев. Атмосфера и настроение кадра во многом зависит от правильного света.  


СЪЕМОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Съемка для меня является импровизацией, «свободным падением» вместе с моделью. Модель для меня — Муза, которая вдохновляет до съемки и во время нее. Я не продумываю кадры, все получается, само собой. Мы гуляем, разговариваем, осматриваем местность. Как только я вижу что-то интересное или красивое, я пытаюсь поместить туда модель, чтобы она дополнила кадр своим присутствием и вдохнула в него жизнь. Здесь очень важны знания композиции, сочетания цветов и понимание освещения. Также важна импровизация: всегда снимайте то, что не умеете, только так возможен рост и расширение горизонтов. Пробуйте разные ракурсы, разное освещение, иногда просто важно подурачиться вместе с моделью и снять что-то шутливое. Важно никогда не останавливаться на достигнутом. Не отменяйте съемки из-за плохой погоды, так как дождь, сильный ветер или снег смогут стать той самой изюминкой, которая необходима кадру. Да, и снимайте обязательно в RAW-формате. Он сохраняет больше информации в тенях и светлых участках, больше информации о цвете, чем JPG. 


ОБРАБОТКА В ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРАХ

Для обработки исходного RAW-файла я использую два графических редактора от Adobe: Lightroom и Photoshop.Обработка фотографий — это такой же творческий процесс, как и съемка. Если съемка направлена на добычу алмаза, то обработка подразумевает огранку до бриллианта. Lightroom я использую для каталогизации своих съемок, а также для общей доработки исходного изображения: правки баланса белого, экспозиции, выравнивания светлых и темных участков, а также для тонировки, если она необходима. После идет обработка в Photoshop: частотное разложение (чистка и выравнивание кожи), Dodge and Burn (прорисовка объема), также я использую серию плагинов для фотошоп Nik Collection (поднятие контраста и резкости). Помимо всего прочего в Photoshop я избавляюсь от паразитных оттенков, работаю с цветом и делаю тонировку, накладываю текстуры на изображение. В целом обработка одного изображения занимает от 30 минут до 1 часа. Обработку фотографий стоит постоянно улучшать, не зацикливаться на одной тонировке, следить за тенденциями и модными техниками ретуши. Если приложить немного усилий, то все необходимые материалы можно найти в Интернете. Особое внимание уделите сочетанию цветов, их гармонии в изображении.  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прежде всего, хочу сказать вам спасибо, что вы дочитали статью до конца.
Если вы начинающий фотограф и хотите развиваться, то я вам рекомендую узнать о проекте «365 дней». За один год, если вы будете неукоснительно следовать правилам данного проекта, вы достигнете максимальных результатов в плане развития в себе фотографа и ретушера.

Если вы уже матерый фотограф, то вам мои советы не нужны! Но все же, постарайтесь не останавливаться на достигнутом и развивать себя в обработке, расширять жанры съемки, использовать новые фокусные расстояния, ракурсы.
С уважением, ваш Гера!  

Почитать

Советы от фотографов агенства Magnum

Краткие жизненные советы членов агенства Магнум, для начинающих фотографов


Читать далее
Советы от фотографов агенства Magnum

Мои требования к ТФП моделям

Для желающих поработать со мной на тфп условиях необходимо знать следующее


Читать далее
Мои требования к ТФП моделям